Транспортировка молока (часть 2)


Поточная первичная обработка и хранение молока в резервуарах и вывоз автомобильными и железнодорожными цистернами значительно экономичнее других способов ухода за молоком, при этом лучше сохраняется и качество молока (рис. 42).
Транспортировка молока (часть 2)

Потери молока при перевозке в автомобильных цистернах составляют 0,03%, а при перевозках во флягах в 10 раз больше — 0,34%. В каждой фляге после слива может остаться до 200 мл молока.
Расчеты показали, что в случае охлаждения молока во флягах и транспортировки его грузовыми автомобилями в среднем за год расходуется 65,2 коп. на 1 ц молока. При охлаждении же молока в танках и транспортировке автомобильными цистернами расходы на то же количество молока составляют 35,8 коп., или почти на 50% меньше. Следует учесть и то, что при транспортировке в цистернах резко сокращается потребность во флягах; каждая автомобильная цистерна заменяет 80 фляг, а железнодорожная — 400.
В последнее время для транспортировки молока стали применять трубопроводы. В Карачаево-Черкасской автономной области проложили трассу молокопровода протяженностью 2250 м. От высокогорного пастбища Джалпак. где начинается подача молока до завода в г. Карачаевске, перепад высоты составляет 815 м. Для молокопровода использовали трубы из полиэтилена диаметром 15 мм. Ежедневно с пастбищ транспортируется до 21 т высококачественного молока кислотностью 18 °Т.
После каждой подачи молока в молокопровод пропускают 100 л чистой горячей воды, которую потом сепарируют. В результате получают 450—500 г жира, остающегося на стенках молокопровода. Затем молокопровод промывают 1000 л теплой воды (30°) и 150 л раствора кальцинированной соды и вновь ополаскивают водой (500—600 л). Верхняя и нижняя приемные станции соединены телефоном. Такой уход за установкой обеспечивает санитарное состояние молокопровода.
Транспортировку молока по трубопроводам с высокогорных пастбищ на заводы осуществляют в Австрии и Швейцарии, а в 1961 г. трубопровод длиной 1600 м был установлен в Голландии.