Транспортировка молока (часть 1)


Перед транспортировкой молоко во флягах перемешивают, так как во время хранения на поверхности его отстаиваются сливки. Фляги с молоком закрывают крышками с резиновыми прокладками и пломбируют. Резиновые прокладки заменять чем-либо категорически запрещается. Перевозить молоко лучше в прохладное время суток — утром или вечером. Не допускается одновременная перевозка резко пахнущих веществ (керосин, бензин и др.).
Фляги с молоком надо укрывать брезентом или прочной мешковиной для предохранения от нагревания, замерзания и загрязнения. Кузов повозки или грузовика должен быть чистым, без посторонних запахов.
Наиболее рациональная транспортировка молока специальными автомобильными цистернами, имеющими надежную изоляцию.
Цистерны выпускаются емкостью 1250, 2300, 3800, 5000 кг и более, из нержавеющей стали, алюминия или же из эмалированного с внутренней стороны металла.
Транспортировка молока в молочных цистернах имеет ряд преимуществ по сравнению с перевозкой во флягах. Молоко в. цистернах лучше сохраняется в пути. При перевозке на 100 км в летнее время молоко нагревается лишь на 1—2°. Транспортировка в цистернах обходится дешевле, уменьшаются потери молока, облегчается труд, ускоряется работа при погрузке и выгрузке молока и т. д.
Цистерна состоит из двух секций, каждая секция имеет люк с герметической крышкой, снабженной резиновой прокладкой, и отдельный штуцер с краном. После опорожнения цистерны ее моют, пропаривают, и цистерна прибывает на место погрузки чистой, готовой для заполнения молоком.
Маршрут в расписание каждой поездки для сбора молока разрабатывают молочные заводы с учетом бесперебойного поступления молока в течение рабочего дня.
По железной дороге фляги с молоком перевозят в изотермических вагонах; летом вагон охлаждают, а зимой отапливают для поддержания температуры в пределах 3—5°. Применяют и железнодорожные молочные цистерны. Водным путем молоко перевозят на специальных катерах, оборудованных холодильными установками.