Фреон – один из наиболее популярных хладагентов


Холодильным агентом принято называть рабочее вещество, используемое в оборудовании для генерации холода. Основная его задача — отвод теплоты из охлаждаемой среды. Следует отметить, что именно вид хладагента определяет конструкцию холодильной установки. На практике предпочтение чаще всего отдается веществам, для которых характерна низкая температура кипения.

Основные требования, предъявляемые к хладагентам, можно разделить на:

• термодинамические — испарение, конденсация, удельная холодопроизводительность. Если холодильный агент испаряется при температуре, достаточной для обеспечения давления выше атмосферного, то система защищена от образования вакуума. Производительность холода определяется по теплоте испарения: чем больше пара, тем меньше хладагента расходуется;

• физико-химические — плотность, вязкость, теплопроводность, влагостойкость, неагрессивность вещества. Идеальный вариант — не сильно плотный и вязкий хладагент, способный нормально циркулировать по системе без дополнительных устройств;

• физиологические — безопасность людей, работающих в одном помещении с холодильной установкой. Любые утечки должны моментально обнаруживаться и устраняться;

• экономические — доступная стоимость хладагентов.

Сегодня чаще всего в промышленных установках используется фреон и аммиак. Далее более подробно рассмотрен фреон.

Что такое фреон?

Фреон (хладон) считается самым популярным хладагентом. По сути, это соединение этана с метаном, в котором атомы водорода замещены атомами фтора, хрома, бора. Хладон может находиться либо в газообразном состоянии, либо в жидком.

Точная дата синтезирования данного вещества не определена, так как существует два варианта: конец двадцатых или начало тридцатых годов прошлого века. Большинство экспертов склоняется в сторону первого варианта (1928 год). Вторую дату они исключают по причине основания в этот период предприятия Kinetic Chemical Company, главная специализация которого — производство хладона. Однако совершенно точно можно утверждать, что фреон был создан и назван Томасом Мидглеем, который в те времена был сотрудником Frigidaire (дочерняя компания General Motors).

Наиболее безвредным хладоном считается фреон-12 (дифтордихлорметан). Основной его «минус» — масса вещества превышает массу воздуха, то есть при утечке пары этого вещества осядут в нижней части рабочего пространства. Для предупреждения таких ситуаций производственные участки оснащаются вентиляционными системами вытяжного типа.

Хладон не имеет запаха, отчего обнаружить его можно лишь при помощи галоидных ламп: цвет пламени меняется на зеленый, если воздух окружающей среды насыщен фреоном. Еще один способ обнаружить утечку — использование газоанализаторов. В этих измерительных приборах воздух проверяется автоматически через установленные промежутки времени.

Разложение фреона происходит при температуре выше 400°С. При этом образуется водород (фтористый, хлористый) и фосфоген, являющийся токсичным веществом. Из этого следует, что рядом с хладоном не должно быть огня.

Дифтордихлорметан характеризуется низким давлением конденсации, особенно, по сравнению с аммиаком. Благодаря данному свойству в поршневых компрессорах нередко предусматривают цилиндры с большим диаметром. В процессе нагнетания фреон нагревается максимум до 70°С, поэтому конструкция компрессоров часто упрощается за счет отсутствия охлаждающей рубашки.

Хладон не растворяется в воде, поэтому перед каждой его заправкой холодильные установки хорошо просушиваются. Если влага все-таки попадет в систему, то она замерзнет, что повлечет за собой поломку агрегата.

Больше информации о фреоне - на сайте www.holodcom.ru.